ПРОГРАММА
развития муниципального общеобразовательного учреждения Ховринская основная общеобразовательная школа
Содержание:
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ 3-6
1.1. Нормативная база для разработки программы развития школы.
1.2. Цели программы.
1.3. Основные задачи программы.
1.4. Руководитель программы.
1.5. Мероприятия программы.
1.6. Объем и источники финансирования Программы.
1.7. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы.
1.8. Сроки реализации программы.
1.9. Этапы реализации программы.
1.10. Управление программой
1.11. Модель выпускника начальной школы.
2. Информационная справка о школе 6-13
3. Проблемно – ориентированный анализ 13-14
4. Перспективная структура школы. Структура управления школой 14-15
5. Направления деятельности и решаемые задачи 15-20
Настоящая программа определяет концепцию развития школы и основные направления деятельности по ее реализации.
1.1. Нормативная база для разработки программы развития школы:
- Конвенция о правах ребёнка
- Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка»
- Закон РФ «Об образовании»
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации, одобренная постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2000г.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010г.
Объем финансирования:
Источники финансирования: бюджет рублей;
Привлеченные внебюджетные средства рублей.
1.2. Цели программы:
- развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению; формирование желания и умения учиться;
- воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;
- освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности;
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей; • сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка;
- выявление талантливых детей и поддержка их развития;
- создание системы моральных и материальных стимулов для сохранения в школе лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации, пополнение школы новым поколением учителей;
- повышение эффективности управления школой в условиях ресурсного центра;
- совершенствование экономических механизмов деятельности школы.
1.3. Основные задачи программы:
- Разработка и реализация образовательной Программы школы, рабочих программ по предметам школьного курса;
- разработка и реализация программно-методического обеспечения ступени обучения, обеспечивающего специфику организации образовательного процесса младших школьников;
- внедрение новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса обеспечивающих подготовку к жизни в высокотехнологичном мире;
- усиление личностной ориентации содержания образования;
- усиление воспитательного потенциала и социально-гуманитарной направленности содержания образования;
- усиление роли дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию учащихся
- деятельностный характер образования, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщённых способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на приобретение учащимися опыта этой деятельности;
- формирование ключевых компетенций - готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач;
- овладение учащимися умениями пользоваться компьютером;
- укрепление здоровья учащихся:
- - нормализация учебной нагрузки;
- - устранение перегрузок;
- - соответствие содержания образования возрастным закономерностям
- развития учащихся
- - повышение удельного веса и качества занятий физической культурой.
повышение качества образования: повышение грамотности чтения, математической и естественнонаучной грамотности до уровня требований, определённых международными исследованиями качества образования PISA.
1.4.Руководитель Программы и ответственные исполнители: Блинова Г.А.
1.5. Мероприятия программы:
1. Обновление содержания образования.
2. Использование новых образовательных технологий (информационно- коммуникационных, проектных).
3. Внедрение новых принципов организации обучения.
4. Участие родителей в воспитательном процессе.
5. Пополнение материально-технической базы школы .
6. Использование здоровьесберегающих технологий в учебно- воспитательном процессе.
1.6.Объем и источники финансирования Программы.
Муниципальный бюджет – 100000 рублей
Региональный бюджет – 25000 рублей.
1.7. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы:
1. Работа по учебному плану, разработанному на основе федерального и регионального базисных учебных планов.
2. Освоение информационно-коммуникационных технологий всеми учителями.
3. Обеспечение качества обучения, соответствующего государственному стандарту, всех обучающихся; повышенного уровня образования в соответствии с социальным заказом.
4. Активность участия родителей в УВ процессе школы.
5. Снижение уровня заболеваемости, повышение физического уровня развития, двигательных качеств учащихся.
1.8. Сроки реализации программы.
С января 2012 по декабрь 2018гг.
1.9. Этапы реализации программы.
* Ориентировочный (2012-2014гг.). Выявление перспективных направлений развития школы и моделирование и качественного состояния в условиях модернизации образования;
* Основной этап (2015-2016гг.)
* Обобщающий (2017-2018гг.)
Анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития школы.
1.10. Управление программой.
Корректировка программы осуществляется педагогическим советом школы. Управление реализацией программы осуществляется заместителем директора школы по УВР школы.
1.11. Модель выпускника основной школы.
Выпускник основной школы |
-умеет наблюдать объекты окружающего мира; обнаруживать изменения, происходящие с объектами (по результатам наблюдения, опыта, работы с информацией), устно описывать объекты наблюдения, соотносить результаты с целью наблюдения; -умеет выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых предметов по общему признаку, различать целое и часть; - умеет проводить простейшие измерения разными способами: -использует соответствующие приборы и инструменты для решения практических задач; -умеет работать с простейшими готовыми предметными, знаковыми, графическими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов; - умеет решать творческие задачи на уровне комбинаций, импровизаций: самостоятельно составлять план действий, проявлять оригинальность при решении творческой задачи, создавать творческие работы, разыгрывать воображаемые ситуации. |
- умеет работать с учебными, художественными, научно-популярными текстами, доступными для восприятия младшими школьниками; -владеет правильным и осознанным чтением вслух и про себя; умеет определять тему и главную мысль текста при его устном и письменном предъявлении; -умеет строить монологическое высказывание; -участвует в диалоге; -умеет использовать простейшие логические выражения типа: «...и/или», «если, то ...», «не только, но и...»; -умеет элементарно обосновывать высказанное суждение; -владеет первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации: использует компьютер, проверяет необходимую информацию в словарях, каталоге библиотеки: - представляет материал в табличном виде, упорядочивает информацию по алфавиту и числовым параметрам (возрастанию и убыванию). |
- умеет выполнять инструкции.точно следовать образцу и простейшим алгоритмам; -умеет самостоятельно устанавливать последовательность действий для решения учебной задачи; -умеет определять способы контроля и оценки деятельности; определять причины возникающих трудностей, пути их устранения; -предвидит трудности; находит ошибки в работе, исправляет их. -владеет учебным сотрудничеством: умеет договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности. |
2. Информационная справка о школе.
1. Общие сведения об общеобразовательном учреждении
1.1. Полное название школы:
Муниципальное общеобразовательное учреждение Ховринская основная общеобразовательная школа.
Адрес:
Россия 433107 Ульяновская область Вешкаймский район, село Ховрино ул.Ленина 15
Учредитель:
Управление образования администрации МО «Вешкаймского район» и комитет по управлению имуществом Вешкаймского района.
Номер лицензии:
Серия РО № 044914 , регистрационный номер: 1634 от 25 апреля 2012 года, срок действия бессрочно
Номер аккредитационного свидетельства: ОП 022349 регистрационный номер № 1922 от 23 мая 2012 года, срок действия до 27 июня 2013 года.
Реализует образовательные программы основное общее образование
1.2. Социальное окружение школы. Роль школы в социуме.
Школа расположена на территории Вешкаймского городского поселения Ховринской сельской администрации. Рядом расположены сельский клуб и библиотека с этими учреждениями социума, школа имеет тесные связи: совместное планирование и исполнение разделов плана работы с библиотекой с СДК, проведение совместных мероприятий на базе школы, клуба и библиотеки. Школа активно участвует в жизни села.
Сведения об учащихся.
* Динамика численности учащихся по классам, ступеням школы и по школе в целом за последние 3 года.
|
Всего |
Выбыло |
Прибыло |
На конец учебного года |
2009-2010 |
51 |
2 |
1 |
50 |
2010-2011 |
51 |
- |
1 |
52 |
2011-2012 |
53 |
7 |
3 |
49 |
В школе обучается в настоящее время 46 учащихся, 7 классов-комплектов
Класс
|
количество учащихся в классах 2009/10 |
количество учащихся в классах 2010/11 |
количество учащихся в классах 2011/12 |
Количество учащихся в классах 2012/2013 |
1 |
4 |
4 |
5 |
6 |
2 |
2 |
3 |
5 |
4 |
3 |
3 |
6 |
3 |
5 |
4 |
7 |
7 |
7 |
3 |
5 |
5 |
7 |
7 |
5 |
6 |
9 |
5 |
7 |
5 |
7 |
4 |
8 |
7 |
5 |
8 |
7 |
4 |
8 |
7 |
9 |
10 |
7 |
4 |
6 |
Всего: |
51 |
51 |
53 |
46 |
Численность учащихся в школе сокращается с каждым годом, в связи с тем, что снижается рождаемость.
* Национальный состав учащихся (по классам, всего);
Классы |
Всего: |
Русские |
Чуваши |
Морд. |
Турки |
|
1-й класс |
6 |
3 |
|
|
3 |
|
2-й класс |
4 |
2 |
|
|
2 |
|
3-й класс |
5 |
|
|
|
5 |
|
4-й класс |
3 |
2 |
|
|
1 |
|
5-й класс |
5 |
2 |
|
|
3 |
|
6-й класс |
5 |
3 |
|
|
2 |
|
7-й класс |
5 |
3 |
|
|
2 |
|
8-й класс |
7 |
3 |
|
|
4 |
|
9-й класс |
6 |
2 |
|
|
4 |
|
Всего: |
46 |
20 |
|
|
26 |
|
* Средняя наполняемость по классам, ступеням обучения и по школе; 2012-2013 учебный год- 5человека
* Сменность занятий; все классы занимаются в одну смену
* групп продленного дня; нет.
1.3 Характеристика педагогического персонала.
* 0бщее количество педагогических работников -12
* Уровень образования
а) высшее - 7
б) средне специальное - 5
* Квалификационные категории, разряды оплате труда:
1 квалификационная категория- 5
2-я квалификационная категория- 6
* данные по стажу, по полу, по возрасту;
По стажу работы (основной состав)
1-3 года |
4-5 лет |
6-10 лет |
11-15 лет |
16-20 лет |
21-25 лет |
26 и более |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
5 |
По полу
Женщины- 10
Мужчины - 2
По возрасту
До 30 лет- 3
Свыше 30 лет- 4
Свыше 40 лет- 1
Свыше 50 лет- 4
* Почетные звания (награждены грамотами Министерства образования)-
* По национальному составу - русские 12 человека, чуваши - 2, татары -2
* Система повышения квалификации (школа -межшкольные объединения - район -ИПК), - в школьном МО, районных и при ИПК ПРО г. Ульяновска, педсоветы, семинары. В 2011-20012 учебном году прошли курсы при Ульяновском ИПК ПРО - учителя.
1.4. Характеристика семей детей:
- социальный состав;
Медработники-
Педработники-
Служащие-
Безработные-
-уровень образования
С высшим образованием-
Со средне специальным- 4
Со средним-4
- уровень доходов- низкий.
- участие в совместной работе со школой по воспитанию детей заключается в проведении совместных мероприятий («Папа, мама, я-спортивная семья, спортивные мероприятия, вечера отдыха и т.д.).
1.5. Образовательный процесс и его результаты:
Главная цель образования в школе в условиях перехода к новым государственным образовательным стандартам - обеспечить современный уровень качества образования и реализация права каждого учащегося на получение образования в соответствии с его потребностями и возможностями.
* особенности образовательной программы:
* главные цели образования в школе
-усиление практической ориентации образования за счет оптимального сочетания теоретических и практических знаний.
- направленность образовательного процесса, как на освоение знаний, так и на развитие мышления и выработке практических навыков.
- применение методов обучения на формирование навыков анализа информации.
- повышение роли самостоятельной работы учащихся
- развитие познавательных интересов, повышение уровня воспитанности, интеллектуального уровня учащихся через блок дополнительного образования и различных форм внеклассной работы.
* основные направления образовательной деятельности -Обеспечение основного общего образования
-Подготовка учащихся к продолжению образования в средней школе, в ССУЗах
* уровни образования: основной.
- все педагогические работники обеспечены государственными программами. По отдельным предметам разработаны рабочие программы.
Учебный план школы составлен с учетом 5 дневной учебной недели во 1-9-х классах. План состоит из двух частей: инвариантной и вариативной. В инвариантной части учебного плана полностью реализуется федеральный и региональные образовательные компоненты, обеспечивающие единство образовательного пространства Российской Федерации, гарантирует овладение выпускниками необходимым минимумом знаний, умений, навыков, обеспечивает возможности продолжения образования. Математика 1,2,3,4 классах ведется по 4-х часовой программе, согласно программе ФГОС (для начальных классов) 2011 года издания.
В соответствии с САНПиН 2.4.2. № 1178-02, в 1-4 классах обязательная нагрузка, составляет 21 часа. Учебный предмет «Иностранный язык» изучается со 2 класса. «Информатика и информационно - коммуникативные технологии (ИКТ)», направленные на обеспечение всеобщей компьютерной грамотности, изучается в 3-4 классах в качестве учебного модуля в рамках предмета «Технология». По результатам учебного года за последние 3 года школа не имела учащихся, оставленных на повторный год обучения
качество знаний учащихся по школе
2009-2010- %
2010-2011- %
2011-2012- %
Качество знаний учащихся не понижается. Количество отличников и хорошистов примерно одинаково на протяжении последних 3-х лет
№ |
2009-2010 |
2010-2011 |
2011-2012 |
1. |
% |
% |
% |
2. |
|
% |
% |
3. |
% |
|
% |
4. |
|
% |
|
5. |
|
|
|
6. |
|
|
|
7. |
|
|
|
8. |
|
|
|
9 |
|
|
|
Средний |
% |
% |
% |
1.6. Характеристика здоровья детей
Заболевание щитовидной железы- 25%
Сколиоз- 20%
Cердечнососудистые- 5%
Заболевания почек, желудка-
Заболевания органов дыхания- 10%
Проблемы со зрением- 10%
В школе высок процент нарушения у учащихся функции щитовидной железы. Если раньше данное заболевание было распространено в основном у девочек, то сейчас есть заболевания и среди мальчиков.
За последние 3 года школа не была на карантине, в связи с простудными заболеваниями.
Сведения о группах здоровья
1-й класс - Д3-
2-й класс - Д2-
3-й класс - Д2-
4-й-класс - ДЗ-
5-й класс –
6-й класс –
7-й класс –
8-й класс –
9-й класс -
В школе создаются условия для физического развития детей укрепления здоровья. До занятий введена утренняя зарядка, проводится физкультминутка и физкультурная пауза, В 1-м классе проводился динамический час. Укреплению здоровья способствуют различные спортивно-массовые мероприятия.
Показатели здорового образа жизни
Показатели |
2009-2010 |
2010-2011 |
2011-2012 |
1. Система физкультурно- оздоровительных мероприятий |
|
|
|
1.1. Физминутки |
+ |
+ |
+ |
1.2. Дни здоровья |
|
|
|
-Количество |
|
|
|
-Охват |
|
|
|
1.3. Спортивные мероприятия |
|
|
|
-Количество |
|
|
|
-Охват |
|
|
|
1.4. Туризм |
|
|
|
-Походы |
|
|
|
-Охват |
|
|
|
1.5. двигательный режим |
|
|
|
2. Санитарно-гигиенический режим, санитарно-просветительная работа. |
|
|
|
3. Учащиеся, имеющие вредные привычки |
- |
- |
- |
3.1. Курящие |
- |
- |
- |
3.2. Употребление спиртных и наркотических веществ |
- |
- |
1 |
4. Охват питанием в школе |
|
|
|
5. Система жизнедеятельности,
Соблюдение ПД, ТБ. |
+ |
+ |
- |
6. Организация учебного процесса |
|
|
|
7. Социальная защита детей |
|
|
|
8. Уровень учебной и другой нагрузки |
Удовлет. |
Удовлет. |
Удовлет. |
9. Состояние микроклимата в
школе и дома |
Удовлет. |
Удовлет. |
Удовлет. |
1.7 Внеурочная воспитательная работа
Цель воспитательной системы: воспитание личности, обладающей высокими нравственными качествами и активной гражданской позицией.
Задачи воспитания:
- создание необходимых условий для развития творческих способностей личности;
- развитие активной гражданской позиции через разработку и реализацию социальных проектов;
помогать учащимся сделать собственный выбор в рамках принятых правил и быть успешными в выбранной деятельности;
Занятость учащихся в детских объединениях за последние три года.
Название организации |
Класс |
Количество детей |
% охвата |
2009-
2010 |
2010-2011 |
2011-2012 |
2009-
2010 |
2010-2011 |
2011-2012 |
1. «Светлячки» |
1-4 |
16 |
20 |
20 |
100 % |
100 % |
100 % |
2. «Радуга» |
5-9 |
35 |
31 |
33 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Всего: |
|
51 |
51 |
53 |
100 |
100 |
100 |
1.8. Обеспечение основного общего образования.
Все дети школьного возраста обучаются в школе.Отсева учащихся на протяжении последних трех лет не было.
Подготовка детей, не посещавших дошкольные учреждения, осуществляется учителями школы.
В течение года, на совещании при директоре, рассматриваются вопросы о посещаемости и выполнении режима школьников, работа по охране прав детства.
1.9. Материально – техническое обеспечение образовательного процесса:
1.9.1. Типовые характеристи.
Школа располагает 1 зданием: кирпичное. В школе имеются учебные классы Библиотечный фонд обеспечивает учащихся художественной литературой. Подсобного хозяйства нет. Школьный транспорт - автобус для подвозки детей
1.9.2. Материально-техническое оснащение образовательного процесса:
а) компьютерные средства обучения: компьютерный класс – число учащихся на 1 компьютер – 8; имеется подключение к ИНТЕРНЕТУ, электронная почта
б) системное программное обеспечение: WINDOWS, XP, MICROSOFT OFFICE.
в) технические средства обучения: модем, принтер, магнитофон, 2 телевизора, мультимедиа техника
1.10. Нормативно-правовое и документационное обеспечение работы школы.
Нормативно-правовое и документальное обеспечение работы школы имеется на бумажных носителях. Нормативно-правовое и документальное обеспечение соответствует Закону об Образовании РФ. Перечень локальных актов прилагается (Положение о родительском комитете, об объединении учащихся, о педагогическом совете).
1.11. Традиции школы.
Школа переоформлена из начальной в основную 1988 году в связи с постройкой нового здания на 180 учащихся. Как самостоятельное учреждение имеет определенные традиции.
Ежегодно учащиеся первых классов вступают в детскую школьную организацию «Светлячки», ученики 5-го класса – в организацию «Радуга». 1сентября проводится День знаний, 5 октября – День Учителя, в октябре – День пожилого человека – коллектив школы чествует учителей-ветеранов, 28 ноября - День матери. Ежемесячно проводятся Дни здоровья. 23 февраля и 9 мая, проводятся встречи с ветеранами войн, тружениками тыла;
Трудовые операции: «Цветочная клумба», «Сухой лист», «Зимняя дорожка», «Птичья кормушка», «Подарок ветерану», «Чистюля».
Каждый год празднуется День села, Неделя детской книги.
1.12. Конкурентное преимущество.
Учащиеся школы занимают каждый год в творческих конкурсах призовые места. Школа полностью укомплектована кадрами.
3. Проблемно – ориентированный анализ.
1. Состояние значимой для школы социальной среды и тенденции ее изменения.
Школа расположена в центре села Ховрино Вешкаймского района на территории Вешкаймского городского поселения. Рядом со школой находятся сельский Дом культуры и библиотека. Многие родители учащихся – безработные, поэтому есть необходимость в организации преддошкольной подготовки с целью равных возможностей при поступлении в школу.
2. Анализ и оценка педагогического опыта, инновационного потенциала, потенциальных точек роста педагогического коллектива.
В школе работает творческий коллектив учителей, но не в полной мере используются новые технологии обучения, обеспечивающие стабильно высокое качество образования. Работая по традиционной системе обучения, педагоги не всегда используют приемы и методы обучения, обеспечивающие мотивацию учащихся, развитие их творческих способностей.
Необходимо оказание практической помощи педагогам в вопросах совершенствования, теоретических знаний и повышения педагогического мастерства со стороны районного методического кабинета, Института повышения квалификации работников образования г.Ульяновска в освоении информационно-коммуникационных технологии, в овладении новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания детей, в совершенствовании уроков, занятий по проектированию и других форм учебной и воспитательной деятельности.
В ходе анализа современного состояния образовательной и воспитательной систем школы выявлены следующие преимущества:
- Школа является центром поселения, социокультурным центром села.
- Квалифицированный педагогический коллектив, мотивированный на работу по развитию образования учащихся;
- Все педагоги школы владеют различными формами, средствами, методами формирования и развития познавательных интересов учащихся в процессе обучения и воспитания.
- Высока активность учащихся в общественной жизни школы, села, района.
- Высокий уровень физкультурно- спортивной работы с учащимися.
Вместе с тем выявлены следующие проблемы, на разрешение которых направлена программа развития школы:
- Недостаточно высок процент качества знаний учащихся.
- Ориентация содержания школьного образования на воспроизведение готовых знаний, отсутствие поисков, творческой активности в реальных жизненных ситуациях, требующих самостоятельных решений.
- Недостаточное использование педагогическими кадрами информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения.
- Недостаточная активность участия родителей в учебно – воспитательном процессе.
Недостаточная материально - техническая база школы.